1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Покупателю

Потребитель вправе...

Сатин или бязь – что лучше?

Всем людям известно, что натуральное существенно лучше искусственного. Это же касается и тканей. В данной статье хочется поговорить о тканях, а именно - решить: сатин или бязь – что лучше? Чем каждая из них хороша и на чем же все-таки остановить свой выбор?

- О хлопке

В первую очередь стоит сказать, что все это хлопковые материалы, которые всегда отлично оценивались людьми. Ведь по своей сути они являются натуральными, позволяют телу дышать, не вызывают различных аллергических и иных кожных реакций. Отличительной чертой данных тканей еще является и прочность, что весьма важно.

- О постельном белье

Перед человеком может стать выбор: бязь или сатин. Что лучше в том случае, когда нужно будет покупать постельное белье? Ведь именно эти материалы используются для его изготовления.

Может возникнуть логический вопрос: "В чем же разница, если все эти ткани оказались хлопковыми?".

Есть один небольшой нюанс – это особое переплетение нитей каждой из них, что и дает желаемый эффект. Однако стоит сказать и о том, что некоторые хитрые производители постельного белья могут при изготовлении добавлять некие синтетические волокна, которые схожи по своей природе с хлопком. Поэтому при покупке набора постельного белья обязательно нужно обращать внимание на состав (искать надпись "100 % хлопок"), а не полагаться только на свои руки и ощущения.

Бязь. Она по своей природе хлопчатобумажная с простым полотняным переплетением. Стоит сказать, что именно эту ткань наиболее часто используют при изготовлении постельного белья.

Всему виной - оптимальное сочетание "цена-качество".

Выбирая постельное из бязи, стоит знать, что оно обладает несколькими отличными свойствами, которые всем понравятся: экологическая чистота; гигиеничность; отличное сохранение рисунка на протяжении многих лет. Отзывы многих хозяек говорят о том, что такие комплекты постельного белья выдерживают много стирок, при этом не теряя свой цвет и имея сравнительно невысокую стоимость. Что касается процесса производства, то отличительной чертой данной ткани является то, что на ней без проблем можно выполнить любой рисунок (структура волокна это позволяет).

Однако тут есть и свои недостатки: данная ткань является самой грубой, а ее шероховатая поверхность не всем нравится и подходит. Однако для тех, кому не важна тактильная составляющая, данный материал является лидером при выборе постельного белья.

Нельзя забывать и о перкале

Перкаль изготавливают крестообразным плетением длинных, некрученых волокон, благодаря чему ткань получается очень плотной, с гладкой, приятной на ощупь, бархатистой поверхностью.

При этом она тонкая и легкая, так как соткана из тонких и средних номеров нитей.

Полезные свойства перкаля:

Износостойкость – выдерживает интенсивную носку и регулярную стирку, не выгорает, не линяет, не садится.

Проницаемая – несмотря на обработку и плотность, хорошо пропускает воздух, позволяя коже дышать.

Экологичная – не вызывает аллергических реакций и дерматитов, не электризуется. Неприхотливая – не требует особого ухода и специальных средств

Сатин Какие отличительные черты она имеет?

Это хлопковая ткань, которая изготавливается методом специального переплетения очень тонкой и крученой нити, благодаря чему получается эффект журнального глянца. Отличительными чертами набора из данного материала будут являться: высокая прочность; практичность; приятные тактильные ощущения.

Для многих покажется важным тот факт, что такое белье не уступает его шелковым аналогам, однако является более доступным. Рисунок на таком материале может быть нанесен любой, во время стирки он не теряет свой цвет.

Мако-сатин - египетский вид хлопка, при изготовлении из которого применяют технологию мерсеризации (для придания прочности и блеска). Стоит сказать о том, что, немного переплатив за постельное белье из сатина, можно получить не только красивый комплект, но и высочайшее качество.

Так на чем же все-таки остановить свой выбор?

Тут каждый человек должен смотреть, что же ему хочется получить.

Самое доступное по цене белье - бязь. Однако оно не подойдет людям, для которых важны тактильные ощущения, ведь имеет немного шероховатую структуру.

Далее следует перкаль. Что это за ткань такая – разобрались. Постельные наборы из нее будут более приятными по ощущениям, ведь имеют гладкую структуру. Однако остальные характеристики, в том числе и ценовая политика, практически схожи с бязью.

Ну, и самым шикарным вариантом окажется все же сатин, который понравится даже самым балованным покупателям. Приятная структура, отличный вид, все необходимые характеристики – это можно найти в постельном белье из сатина. А для многих станет главным еще и тот факт, что тут существуют настолько красивые рисунки, что постель может стать не только необходимым элементом быта, но еще и украшением спальной комнаты.

КАК ПРАВИЛЬНО ГЛАДИТЬ ПОСТЕЛЬНОЕ БЕЛЬЕ

ПРО ПОСТЕЛЬНОЕ БЕЛЬЕ

poku01Нужно ли описывать те ощущения блаженства и покоя, которые испытывает человек, упавший в приятную негу свежего и красивого постельного белья. Значение постельного белья в сладости наших снов и романтике бессонных любовных ночей недооценивать не стоит: уже давно отработала свое пословица о милом в шалаше – человечество постепенно привыкает все делать с максимумом комфорта, в том числе и спать.

Как же правильно подобрать постельное белье для разных вариантов проведения ночи? Как угадать с оформлением любовной постели, а также как правильно обеспечить себе с помощью постельного белья сладкий и здоровый сон.

Оказалось, что при выборе постельного белья следует учитывать следующие моменты:

 1. Цвет.

Если вы готовитесь к ночи любви, то обратитесь к светло-оранжевому цвету постельного белья, ведь именно он признан психологами одним из самых возбуждающих.
Коллекция  «Marilyn Monroe». Бязь. Бесплатная адресная доставка.  ТЕКСТИЛЬ-САМАРА.RU.

Для секса хороша и палитра зеленого или голубого цветов.

Коллекция  «Premiata». Сатин. Бесплатная адресная доставка. ТЕКСТИЛЬ-САМАРА.RU.Коллекция  «Etno». Перкаль. Бесплатная адресная доставка. ТЕКСТИЛЬ-САМАРА.RU.

Для спокойных и сладких снов обратите свой взор на розовые или жёлтые тона.

Коллекция  «Milan». Сатин. Бесплатная адресная доставка. ТЕКСТИЛЬ-САМАРА.RU.
Коллекция  «Premiata». Сатин. Бесплатная адресная доставка. ТЕКСТИЛЬ-САМАРА.RU.

Белый цвет, как это ни странно, нежелателен, поскольку он слишком нейтрален – именно поэтому белыми простынями принято застилать постель или ложе в трех случаях.

  • При рождении человека люльку застилали именно белой простыней или пеленкой, ведь этот момент знаменует начало жизни и полную свободу от любой информации, а белая постель символизирует чистый лист, на котором новорожденный начинает писать историю своей жизни.
  • Белой простынкой стелили кровать молодоженам, ведь настоящая яркая любовь в каком-либо сопровождении или цветовой стимуляции не нуждается. К тому же, здесь есть чисто практические соображения: непорочность невесты лучше всего видна именно на белой простыне.
  • Белой простыней застилали и последнее ложе человека – на смертном одре человек очищается от всего наносного и земного, и предстает перед Создателем чистым и одиноким.
Коллекция  «Milan». Сатин. Бесплатная адресная доставка. ТЕКСТИЛЬ-САМАРА.RU. Коллекция  «Milan». Сатин. Бесплатная адресная доставка. ТЕКСТИЛЬ-САМАРА.RU.

При подготовке любовного ложа стоит обратить внимание и на такие яркие и насыщенные цвета, как черный и красный, алый. Всегда следует помнить, что они хороши только тогда, когда спать вы, собственно, не собираетесь: ночь любви на такой постели будет идеальна, а во всех остальных случаях вы рискуете заработать себе с такими цветами постельного белья стойкую бессонницу.

2. Рисунок.

Здесь нужно всего лишь запомнить простую закономерность: для сладких снов нужно выбирать постельное белье в мелкий рисунок, а для горячих ночей в объятьях любимого – однотонное постельное белье или белье с крупным рисунком. Кстати, некоторые психологи настаивают на том, что рисунок в крупный горошек или большие геометрические фигуры могут свести на нет все ваши попытки организовать уютное спальное место. Большинство опрошенных утверждает, что такая расцветка постельного белья вызывает у них чувство тревоги или раздражения.

Жаккардовый сатин. Бесплатная адресная доставка.  ТЕКСТИЛЬ-САМАРА.RU. Коллекция  «Валенсия». Бязь. Коллекция «Milan». Сатин. Бесплатная адресная  доставка. ТЕКСТИЛЬ-САМАРА.RU.

3. Материал.

Ткань, из которой сделано постельное белье, имеет также очень большое значение.

Очень прочное и практичное постельное белье из сатина, сатина-атласа и жаккардового сатина (или египетский хлопок): ткань эта плотная и блестящая, приятная на ощупь. Единственный недостаток настоящего сатина – это высокая цена по сравнению с другими хлопковыми тканями.

Экономически выгодно постельное белье из бязи, которое и практично, и довольно красиво. В нашей стране такое постельное белье пользуется особой популярностью именно благодаря своей износостойкости.

4. Размер.

Нет ничего ужаснее не правильно подобранного по размеру постельного белья. Мы все, наверное, имели счастье познакомиться с таким явлением, а потому размер постельного белья – вопрос особый. Отправляясь за простынями и пододеяльниками, а также наволочками в магазин, нужно заранее уточнить (не на глазок) какого же размера ваши одеяла, матрас и подушки на самом деле.

В нашей постельной промышленности распространены три вида размеров: полутораспальный, двуспальный и евро размеры. Белье иностранного производства обычно имеет несколько другие размеры, поэтому стоит при покупке обратить на это особое внимание. Зарубежные изготовители предлагают постельные комплекты размеров односпальных (single), полутораспальных (extra long single), двуспальных (full) и увеличенных размеров (king size). В зависимости от страны производителя отличаются и стандартные размеры и форма наволочек, поэтому всегда обращайте на это внимание.

И самое главное - ваше постельное белье должно вам нравиться: сколько известных литературных и кино-героинь засыпает на своих дорогущих шелковых простынях совершенно несчастными и одинокими, и сколько самых обыкновенных домохозяек ежедневно просыпается на ситцевых цветастых простынках абсолютно счастливыми.

 

ПРО ТКАНИ

 

СОСТАВ ТКАНИ


Натуральные волокна


Существует четыре вида натуральных волокон: лен, хлопок, шелк и шерсть. Хлопок и лен растительного происхождения, а шерсть и шелк - животного (белкового). Волокна хлопка, льна и шерсти короче, чем волокна шелка (это единственная в природе длинная натуральная нить).
Льняные ткани. Они гигиеничны, влаго- и воздухопроницаемы, хорошо стираются, мягки, разнообразны по оформлению, имеют специфическую пластичность, выразительность. Но эти ткани мнутся и сильно садятся. Поэтому, прежде чем начинать с ними работать, их нужно смочить, дать им высохнуть, а потом вновь увлажнить и хорошенько отутюжить. Льняные ткани без добавок других волокон всегда имеют приятный блеск. С добавлением хлопка они легче и мягче, поверхность у них матовая. С лавсаном они меньше садятся, легко стираются, но их труднее гладить.
Хлопчатобумажные ткани. Тоже мнутся, но очень легко гладятся. Они садятся, поэтому их сначала тоже нужно намочить и выгладить.
Все прекрасно знают ситец, батист,  сатин, бязь, поплин, перкаль  и многие другие ткани из хлопка.
Иногда в ткани добавляют вискозу, и тогда на их матовой поверхности появляются блестящие искорки или узор.
Группу хлопчатобумажных тканей и типа хлопчатобумажных представляют: батист, марлевка, ситец, деним, канифас, тик, бязь, перкаль, нансук, органди, пике, поплин, вуаль,
Ткани из натурального шелка.  Их обработка при пошиве должна быть очень тщательной. Они имеют небольшую усадку (крепы - больше, полотно - меньше), их нужно гладить влажными.
К натуральному шелку примешивают искусственные волокна для получения новых интересных фактур и эффектных переплетений.
Группу шелковых тканей и типа шелковых представляют: чесуча, креп, креп-жоржет, шифон, туаль, шелковое полотно, фай, тафта, атлас, парча, фуляр, крепдешин.
Шерстяные ткани делятся на костюмные, ткани для платьев и для пальто. Большая их часть имеет примесь других (чаще всего химических) волокон для повышения прочности, снижения усадки и сминаемости. Шерстяные вещи хорошо обрабатываются химчисткой и требуют после нее легкой утюжки. В домашних условиях стирка может сильно деформировать изделие, а восстановить его форму и качество окажется очень трудно. Особенно это рискованно для вещей с подкладкой, прокладками и т. п.
Группу шерстяных и типа шерстяных тканей представляют: саржа, твид, бостон, коверкот, сукно, шевиот, дюветин.



Искусственные волокна
Существуют искусственные волокна растительного происхождения. Их вырабатывают из целлюлозы или отходов хлопка. Это вискоза и ацетат, а также синтетические волокна (полиамидное, полиэфирное, полиакрилнитрильное и т.д.).
Искусственное волокно вырабатывается в виде непрерывной нити. Благодаря такой структуре пряжи ткань имеет гладкую поверхность с четким рисунком переплетения. Непрерывные синтетические волокна иногда разрезают на короткие отрезки одинаковой длины (штапели). Ткани, выработанные из такой штапельной пряжи, по строению и внешнему виду напоминают шерстяные.
Вискозные ткани. Более всего известны штапельно-вискозные ткани (штапель). Полотна матовые, податливые, гладкокрашеные или с набивным рисунком. Они мягкие, приятные на ощупь, правда, если не пропитаны специальным раствором для придания жесткости. Но они не очень прочные. Прочность теряют главным образом при намокании.
Ацетатные ткани. Как и вискозные, они не теряют прочность при намокании, но обладают к тому же еще и более низкими гигиеническими характеристиками. Ацетатные ткани нужно очень аккуратно стирать в теплой воде и, не дав им окончательно высохнуть, гладить утюгом, нагретым не более 140 градусов. Утюг не задерживать на одном месте более 20 секунд.
Ткани из полиамидных волокон. Ткани этой группы имеют самые высокие показатели прочности - они не протираются и не поддаются порче. Но и у них есть недостатки. Они, например, желтеют под воздействием света и становятся более жесткими, "сухими". Кроме того, эти ткани легко впитывают жиры и масло. которые трудно удаляются.
Большая часть современных искусственных шелковых тканей вырабатывается из смешанных волокон, сочетающих ацетатные, триацетатные, синтетические нити, нити и пряжу фасонных круток. Это улучшает не только их внешний вид, но и свойства.
Группу тканей из полиамидных волокон представляют: капрон, болонья, лаке, нейлон, дедерон, перлон и т.д.

Смесовые ткани.
Волокнистый состав этих материалов очень разнообразен. Наиболее популярны смеси хлопка с синтетикой.
...И другие ткани. Существует несколько разновидностей тканей, которые отличаются друг от друга своей поверхностью. Например, ворсистые. К ним относятся: бархат, вельвет, плис, байка, фланель, дюветин, шевиот.
Суконные ткани (например, твид) изготавливаются из пушистой, довольно толстой пряжи с войлокообразной поверхностью и слаборазличимым рисунком переплетения.
Гребенные ткани (например, габардин) вырабатываются из гладкой, жесткой и сравнительно тонкой пряжи. Поверхность такой ткани гладкая, упругая, с четко различимым переплетением нитей. Гребенные ткани лучше не стирать, а отдавать в химчистку.


ОБРАБОТКА ТКАНИ
Различные виды искусственного и синтетического волокна добавляют в ткани. Синтетические ткани вырабатывают так, чтобы по внешнему виду они напоминали ткани из натуральных волокон. Шерстяные ткани подвергают обработке специальными составами против усадки, чтобы их можно было стирать в теплой воде, как синтетические.
Для улучшения внешнего вида ткань мерсеризуют (обрабатывают водным раствором щелочи, придавая блеск) или, наоборот, пропитывают специальными составами, чтобы снять глянец. Особые химические составы придают ткани жесткость, маслянистые вещества - мягкость и гибкость. Ткань пропитывают составами против усадки, для придания несминаемости или водоотталкивающих свойств. Иногда хлопчатобумажные ткани обрабатывают так, чтобы изделия из них быстро высыхали после стирки и не требовали утюжки.
Ткань красят, наносят рисунок на полотно. Красители по-разному воздействуют на материалы: одни ткани их впитывают, другие - отталкивают. Так, некоторые красители для шерсти не окрашивают хлопчатобумажное полотно. Многие синтетические волокна требуют применения особых красителей, которые не подходят для других материалов.
Краситель должен обладать особыми свойствами в зависимости от назначения ткани. Например, ткани для занавесок и штор должны плохо пропускать свет, бельевые - не линять от частой стирки, подкладочные - выдерживать химическую чистку и не разрушаться под воздействием кожных выделений.

ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ
С помощью ткацких переплетений в ткацком производстве соединяют нити, чтобы получить тканое полотно.
Это возможно в результате соединения нитей утка и основы между собой. Основой называют нити, натянутые вдоль всего будущего полотнища по вертикали, а утком - по горизонтали. Способ соединения этих нитей определяет тип переплетения.
Существует три простейших типа переплетения: полотняное, саржевое и атласное.
Полотняное - наиболее простое и, по-видимому, самое древнее, при котором происходит строгое чередование основной и уточной нитей в соотношении 1:1. При этом если первая нить основы вышла на поверхность, то вторая закрывается уточной нитью и т.д. Такое строгое чередование происходит по всей длине и ширине ткани. При этом получается материал, одинаковый с обеих сторон.
Саржевое или диагональное переплетение такое, в котором каждая нигь утка по отношению к нити основы в каждом следующем ряду сдвигается на один ход вправо или влево. Места пересечения нитей образуют на поверхности ткани диагональные полоски под углом 45 градусов. Если утки сдвигаются вправо, получается лицевая саржа, если влево - изнаночная.
Атласное переплетение отличается от предыдущего тем, что не менее пяти нитей основы закрывают уток, выходящий на поверхность только над одной нитью основы. Такой атлас называют основным. Если не менее пяти ниток утка закрывают основу таким образом, что только одна основная нить появляется на поверхности ткани, - атлас уточный.
Разнообразие тканей, выполненных в трех основных видах переплетения, достигается видом сырья, а также их смешением.
При этом важно: одно и то же сырье использовалось для утка и основы или разное;
одинаковые по толщине нити по вертикали и по горизонтали или нет;
обе нити были туго скручены или одна из них не была скручена совсем;
одного или разного цвета нити были взяты для утка и основы.
Уже несколько веков назад научились соединять в одной ткани несколько видов переплетений, получая атласные узоры на полотняном фоне или саржевые на атласном и т. д. Используя один из типов ткани в качестве грунта, но введя дополнительную ворсовую нить, можно получить ткани в бархатной технике. Обработав готовый материал специальным прессом, изготовляли муар. Подвергнув химическому травлению шерстяное волокно и избавившись от примесей, производили бостон высшего качества.

ВИДЫ ТКАНИ
Ассортимент старинных и современных тканей поражает воображение. Остановимся лишь на некоторых из них.
Альпака - легкая ткань из шерсти лам альпака в технике полотняного или саржевого переплетения, а также шерсть одноименного домашнего животного. Альпаку разводят в Боливии и Перу. Шерсть мягкая, тонкая, с шелковистым блеском, очень ценная.
Ангора - шерсть (пух) живущего в неволе ангорского кролика. Разводят во Франции, Англии, Германии.
Атлас - ткань с очень блестящей поверхностью особого типа переплетения. Ткань гладкая, как подкладочная, иногда атлас применяют и для подкладки.
Атлас - по-арабски "гладкий". На Руси известен с XV века. Атласы были венедицкие, виницейские, кизыл-башские, китайские, турские, немецкие; одноцветные, разноцветные, золотные и т.д. Из атласа шили платны, опашни, кафтаны, ферязи, зипуны, шубы, летники, телогреи, тафьи, кики-, шапки, рукавицы, штаны, чулки, чоботы, башмаки, одеяла, занавески. В XIX веке различали несколько видов атласа. Например, атлас ментенон - на темном или светлом фоне затканы цветы, будто вышиты; трианон - фон и рисунок контрастного цвета, рисунок на ткани - листья с букетами гвоздик, помпадур - атлас темных оттенков с затканными гирляндами золотистого цвета.
Ацетатный шелк - шелк из искусственного волокна, впервые полученного в США химиками Celanese Corp. of America в 1925 году.
Байка - мягкая шерстяная или бумажная ткань с длинным ворсом. Первое упоминание о ней встречается в "Переписной книге домовой казны патриарха Никона" 1668 года: "сукне красного байки, мерою два аршина".
Слово "байка" пришло в Россию, вероятно, из польского языка, а в нем является заимствованием из голландского через немецкий язык. Первоначально шерстяная байка окрашивалась в каштановый цвет, позже ее стали делать самого разнообразного цвета и даже в клетку. Со второй половины XIX века изготавливают в основном хлопчатобумажную байку разных сортов, цвета.
Бархат (велюр - французское название бархата) бывает тонкий и блестящий (например, панбархат), матовый, толстый или плюшевый. В любом случае для него типичен стоячий в определенном направлении ворс. Есть также бархат структурной выделки или с узорами, из хлопка или искусственного шелка.
Слово "бархат" восходит к арабскому "барракан" - "род черной одежды", в русский язык пришло из немецкого. Ткали его с двумя нитями основы, одну из которых навивали на пруток (металлический или деревянный) - получались петельки, их разрезали - образовывался ворс. Длина ворса зависела от толщины прутка. Бархат с неразрезанными петельками назывался петельчатым. "Рытые" бархаты имели гладкий атласный фон и узор из ворса. У двоеморхих фон с коротким ворсом, а узор - с длинным. В 1584 году за один аршин бархата венедицкого гладкого (венецианского) платили один рубль. В XVII веке бархат стали вырабатывать в Москве. Уже знали бумажный бархат - бархатель (позже его называли плисом). У золотного бархата весь фон был заткан золотой нитью, а у аксамического узор выполнялся петельками золотой нити.
В 1247 году в Венеции была учреждена гильдия ткачей бархата. В эпоху поздней готики и Ренессанса большой популярностью пользовался узорный бархат. Рисунок для ткани часто создавался известными художниками. В XVII веке на смену шелковому бархату пришел шерстяной, а позднее - хлопчатобумажный. Бархатный двор в Москве под руководством Ивана Дмитриева был основан в 1623 году. В XVIII-XIX веках бархат использовался в качестве отделки для мужской и женской одежды.
Батист - мягкая, тонкая хлопчатобумажная ткань, имеющая полотняное переплетение нитей. Из батиста шьют детское белье, носовые платки. Батист изготавливается из натуральных и искусственных волокон.
Батист бывает льняной и хлопчатобумажный. Льняной выше качеством, из длинных ровных волокон. В старину батистовую пряжу вырабатывали в сырых подвалах, чтобы добиться высокого качества. Со временем нашли способ сохранять пряжу влажной, вводя в нее гигроскопичный глицерин.
Слово "батист" - французское. Ткань названа именем фламандского ткача Батиста из Камбре, первым получившего ее в XIII веке. В начале нашего века лучшую ткань вырабатывали во Франции и Бельгии. На рубеже XIX-XX веков высоко ценился шотландский бумажный батист, или батистовый муслин.
Болонья - капроновая плащевая ткань с односторонним водонепроницаемым покрытием. Ткань названа в честь итальянского города Болонья, где впервые изготовили эту ткань.
Бостон - плотная чистошерстяная ткань саржевого переплетения, в две или более нитей. Названа так по породе овец бостон, разводимых в Англии. Обычно бостон - ткань темных, густых тонов - синего, черного, иногда коричневого, с двусторонней выделкой. Была актуальна до конца 60-х годов XX века. Ее популярность связывают с вальсом бостон.
Брезент - грубая, плотная, льняная или хлопчатобумажная ткань, пропитанная водоупорным и противогнилостным составом. Применяется для спецодежды, чехлов.
Букле - шерстяная ткань с узелковой поверхностью и нерегулярно расположенными петельками. В шерстяную ткань простого переплетения вводится пряжа фасонной куртки, отчего на ее поверхности образуются петли и узелки. Из толстого букле шьют пальто и костюмы, тонкое идет на платье.
Бумазея - мягкая бумажная ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начесанным ворсом на изнанке. Первоначальное название ткани - бумажная. Слово впервые встречается в русских таможенных книгах первой половины XVII века. Из этой ткани шьют нижнее белье, детские веши. В отличие от байки выпускалась крашеной, с орнаментами.
Бязь - бумажная прочная, довольно грубая ткань, вид толстого миткаля. Широкая бязь называется "полотно". Используется в основном для изготовления постельного белья.
В XVI-XVIII веках бязь привозили из Хивы и Бухары, откуда и пришло восточное название ткани (по одной из версий - татарское). В старину бязь именовалась по-разному: азиатская, персидская или бухарская ткань, бумажный холст. Бязь шла на подкладку кафтанов, ширинки (платки). Была двух сортов: простая - шиля; лучшая, более тонкая, с последующей отбелкой - ханагай.
Ватин - вязаное полотно с односторонним и двусторонним начесом, выработанное с применением мягких толстых нитей; слой волокон, соединенных между собой определенным способом, например трикотажно-прошивным. Используется для утепления одежды.
Вельвет - ткань, созданная на основе хлопка и вискозного шелка. Типична выработка с рубчиком с различной высотой ворса на лицевой стороне. Вельвет очень прочен.
Ткань имеет много различных наименований. Например, манчестерский вельвет, вельвет с широким рубчиком, вельвет с узким рубчиком, бархатистый вельвет, хлопчатобумажный вельвет, вельвет с орнаментом, эластичный вельвет.
Велюр - общее название материалов, поверхность которых ворсистая и отчасти напоминает бархат. Сюда относятся не только ткани (хлопчатобумажные, шерстяные, искусственный шелк), но и фетр, кожа. В некоторых странах велюром называют бархат и вельвет.
Велюр - ткань с бархатистой поверхностью, образуемой мягким ворсом. Встречается несколько разновидностей.
Велюр-бархат - мягкий бархат с ворсом из вискозного шелка на полотне из креповой ткани натурального шелка.
Драп-велюр - чистошерстяная тонкосуконная ткань с густым, коротко постриженным, начесанным ворсом на лицевой стороне.
Верблюжья шерсть - подшерсток или пух одногорбого верблюда. Верблюжью шерсть часто обрабатывают, не окрашивая, и используют для изготовления пальтовых тканей. У неокрашенной шерсти светло-коричневый цвет.
Вискоза - искусственное волокно из целлюлозы, а также ткань на его основе. Часто вискоза входит в состав смесовых тканей, например со льном или шелком. Первоначальное производство вискозы было налажено в Англии в конце XIX века, а потом и в других странах. На основе вискозы с добавлением натуральных волокон получали разные виды тканей, например штапель. Вискоза в чистом виде имеет много недостатков: дает усадку при намачивании, утрачивает прочность.
Габардин - очень плотно сотканная ткань с особым переплетением хлопка и шерсти или искусственным волокном. Из-за прочности габардин часто используют для женских и мужских костюмов и пальто. Современные габардины изготавливаются со специальной водоотталкивающей пропиткой. Цвет ткани в основном серый, реже синий.
Газ - легкая, тонкая, прозрачная шелковая или хлопчатобумажная ткань особого газового переплетения, у которой нити утка и основы сохраняют пространство. Способ ткачества обуславливал сорт газа. Это могли быть атлас, саржа или полотно.
Гипюр - кружевное полотно, составленное из шитых иглой или сплетенных на коклюшках фрагментов, которые соединены между собой тонкими связками. Изготавливался из тончайших хлопчатобумажных или шелковых ниток. Сейчас гипюр производят машинным способом.
Гобелен - художественно-декоративная ткань, изготавливаемая машинным способом. Ткань названа по французской королевской мануфактуре, учрежденной в 1662 году в Париже на улице Гобеленов - мастеров, красильщиков пряжи. Тогда они производили гобелен ручным способом. В настоящее время ткань используется для обивки мебели, на портьеры, а также для жакетов, сумок. Из более тонкого гобелена шьют платья, галстуки и шарфы. Материал неяркий, волокна окрашены натуральными красителями. Для орнаментов используются разнообразные мотивы, подражающие коврам-картинам XV-XIX века.
Драп - очень толстая и мягкая шерстяная или полушерстяная ткань с ворсистой изнаночной и гладкой лицевой поверхностью. Из него чаще всего шьют пальто, не имеющее сложных деталей.
Жаккард - ткань, названная по фамилии французского изобретателя Ж. М. Жаккарда. Около 1800 года он создал машину для выработки крупноузорчатых тканей за счет раздельного управления каждой нитью основы. Получавшиеся в результате этого узоры были названы его именем.
Жоржет и креп-жоржет - ткань из сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся, на ощупь - песчаная.
Замша - мягкая кожа, выделанная дублением и пропиткой жирами из шкур телят, коз и оленей. Имеет бархатистый вид. Как ткань используется для пошива верхней одежды.
Капрон - синтетическое волокно, используется для производства тканей, трикотажа. Отличается высокой износостойкостью, эластичностью, несминаемостью.
Каракуль - шкурки ягненка в возрасте 1-3 дней каракульской породы, ценный мех, отличается очень упругим, плотным, шелковистым, блестящим волосяным покровом, образующим завитки различной формы.
Каракульча - шкурки ягнят-недоносков (утробного развития 4,5-5,5 месяцев) каракульской породы овец. Ценный мех, отличается низким блестящим шелковистым волосяным покровом с более или менее выраженным муаровым рисунком.
Кашемир - тонкая легкая шерстяная или полушерстяная ткань, имеющая на поверхности диагональный рубчик. Настоящий кашемир производят из шерсти крохотных ягнят. Из кашемира темного цвета шьют школьные форменные платья и фартуки. Набивной кашемир используется на платки, шали, платья.
Значение слова "кашемир" трактуется двояко. С одной стороны, так называется коза, живущая в Гималаях. Именно из шерсти этой козы получают сырье для ткани. С другой стороны, Кашмир - индийский штат, откуда ткань ввозилась в Европу с XVIII века. Вот как писала о кашемире газета "Молва" в 1832 году: "Кашемир Тибетский, имеющий тонину самых лучших кашемиров. Из него шьют, смотря по цветам, платья нарядные и неглиже. Материя эта очень прочная и потому будет в большом употреблении".
Кожа - выделанная кожа животных. Уже в Древней Греции из кожи делали обувь. В VIII веке до нашей эры из нее изготавливали перчатки. В XVIII веке из кожи производили как обувь, так и головные уборы, штаны. Позже ее используют еще более широко. Первые автомобилисты и авиаторы были одеты в кожу с головы до ног, В 1965 году Пьер Карден широко использует этот материал для своих изделий. В конце XX века из кожи шьют даже вечерние платья в пол,
Крепдешин - нежная шелковая ткань, приобретающая свой типичный матовый вид при использовании особого вида переплетения.
Кримплен - одно из синтетических полотен. Объемное, пластичное, мягкое. Не мнется, легко стирается. Первое время пользовался невероятной популярностью, однако в последние годы уступил всякого рода смесовым тканям, которые больше напоминают натуральные ткани.
Кружево - полоска или кусок текстиля, получаемого путем шитья, вязания или плетения. Кружево появилось в Европе на рубеже XV-XVI веков. Первое кружево шилось иглой, называлось оно "стежок в воздухе". В России первые кружева были металлическими, из золотых и серебряных нитей - ими отделывали одежду знати.
Лавсан - полиэфирное волокно, которое идет для производства тканей, одежды и других изделий. Название получил от сокращения: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук СССР, где это волокно было впервые получено.
Лен - натуральный продукт, получаемый из стеблей льна. Нити могут быть разной толщины. Лен сильно мнется, пропускает воздух и кажется прохладным при прикосновении к коже.
Люрекс - недорогая блестящая тягучая ткань из металлизированных нитей. Блеск достигается наложением фольги или синтетической пленки.
Марля - хлопчатобумажная ткань очень редкого полотняного переплетения. Получила название по городу Марли, около Версаля во Франции. Марлю окрашивали в зеленый, серый или синий цвет. Использовали для чехлов, для обтягивания оконных рам. Сейчас марля применяется исключительно в медицинских целях. Но в 1970-е годы была популярна марлевка, почти такая же редкая ткань, что и марля. Ее выпускали как однотонной, так и разноцветной.
Мериносовая шерсть, или меринос - ткань саржевого переплетения из шерсти овец мериносовых пород, живущих в Австралии или Южной Америке. Шерсть отличается тонкостью, мягкостью и эластичностью.
Мохер - шерсть ангорских и мохеровых коз из области Ангора в Малой Азии. Он придает трикотажу типичный пушистый вид, более прочный, чем другие виды шерсти.
Нейлон - синтетическое волокно, легко стирается, быстро сохнет, не нуждается в глажений, не рвется.
Органза - легкая прозрачная ткань с мягким скромным блескком. Сначала была только шелковой, теперь ее изготавливают из полиэстера.
Парча - узорная ткань сложной выработки, часто с продернутыми золотыми или серебряными нитями. Сначала ввозилась в Россию из Ирана и Турции, позже - из Италии и Франции. Однако уже в XVIII веке парчу изготавливают в России.
Перкаль  – хлопчатобумажная ткань повышенной прочности из некручёных нитей.
В первой половине XX века перкаль применялся в авиационной промышленности как материал для изготовления обшивки крыльев, фюзеляжа, элементов оперения и иных поверхностей самолётов.
В настоящее время - в зависимости от толщины перкаль используется в основном для пошива парашютов и парусов, изготовления постельного белья.
Полотно - ткань полотняного переплетения из льна, конопли. Используется для одежды и постельного белья.
Поплин - прочная плотная, но не толстая ткань из мерсеризованного хлопка. Делается на шелковой основе и шерстяного или хлопчатобумажного утка, благодаря чему появляется мелкий рубчик на обеих сторонах ткани. Из поплина шьют мужские сорочки и детскую одежду.
Саржа - грубая хлопчатобумажная, шелковая или штапельная ткань с диагональным расположением полосок на лицевой стороне.
Сатин - хлопчатобумажная очень гладкая, мягко падающая ткань с блестящей поверхностью. Подкладочный сатин - гладкая, тонкая, плотная и блестящая ткань из вискозы.
Ситец - легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, полученная в результате отделки миткаля. Используют для шитья постельного белья, легких платьев, женских, детских, мужских рубашек.
трейч - ткань из эластана - эластичного искусственного волокна. Уже небольшого количества этого эластичного волокна (лайкры) достаточно, чтобы придать ткани особую тягучесть.
Сукно - шерстяная или полушерстяная ткань полотняного переплетения. Благодаря валянию и начесу приобретает поверхность, напоминающую войлок. При сваливании или глажении получается поверхность, близкая к фетру. Сукно пользовалось большой популярностью среди мужчин и женщин в XVIII-XIX веках.
Тафта - от персидского - блестящая. Чисто шелковая тафта - очень блестящая тонкая шелковая ткань, которая кажется жесткой и шуршит, когда ткань приходит в движение. Тафту изготавливают и из хлопка. Жесткость придается химической обработкой, и поэтому тафта сильно мнется. Ткань выпускали одноцветной двусторонней или узорчатой односторонней. Использовали для занавесок, пологов, ею крыли шубы, пускали на подкладку. Из яркой тафты шили сарафаны, платки, пышные нижние юбки.
Тик - плотная хлопчатобумажная или льняная ткань одноцветная и с широкими цветными продольными полосами. Используют для тентов, чехлов, наперников.
Трикотаж - машинная вязаная ткань, а также изделия из такой ткани.
Тюль - Тонкая сетчатая или узорчатая прозрачная ткань часто с сотовой структурой. В старину изготовлялась из хлопка и шла женские головные уборы. Названа по местечку Tulle на юго-западе Франции, где впервые началось ее производство.
Фетр - нетканая материя, получаемая валянием пуха кролика, зайца, реже - отходов меха пушных зверей ценных пород, овечьей шерсти. Применяется для изготовления шляп, беретов, обуви.
Фланель - собирательное название тканей из хлопка, вискозы или шерсти, с одно- или двусторонним начесом. Ворс ткани заметен, если провести рукой против него. Хлопчатобумажная фланель, или зимний хлопок, с геометрическим орнаментом используется для мужских спортивных рубашек, с цветочным рисунком - для детской одежды. Из шерстяной фланели шьют женскую одежду.
Флизелин - нетканая клеевая прокладка. Различается по толщине, мягкости.
Холст - льняная ткань полотняного переплетения. Из нее изготовляли рубахи, порты. Ее отбеливали, покрывали орнаментом или сохраняли белизну.
Чесуча - плотная шелковая ткань полотняного переплетения, имеет желтовато-песочный цвет. Вырабатывается из неравномерных по толщине нитей натурального шелка особого сорта - туссора. Так же называют простую хлопчатобумажную ткань.
Шелк - его нить получают из коконов тутового шелкопряда. В зависимости от выработки выпускают чесучу-шелк или менее ценный шелк-бурет с зернистой поверхностью. Шелк дикого шелкопряда имеет нити с утолщениями.
Шерсть - натуральное волокно из шерсти овец, коз, верблюдов. Уже в древние времена шерсть была известна в Азии. Сейчас первенство в производстве шерсти принадлежит Англии.
Шифон - очень тонкая, нежная, струящаяся ткань из пряжи креповой крутки, из шелковых или химических волокон с неровной поверхностью. На ощупь напоминает песчаную. Шифон - самая легкая ткань, но она и очень непрочная.
Сначала был известен хлопчатобумажный шифон. Начиная с 1900-х годов распространяется шелковый гладкокрашеный шифон. С середины XX века в моде набивной шелковый шифон, а хлопчатобумажный забыт.
Шотландка - ткань с симметричными клетками из узких и широких полос узора, многоцветными или тон в тон. Еще в эпоху появления железа кельты ткали клетчатые узоры из высококачественной шерсти. Причем у каждого клана был свой рисунок ткани. Главный герольд, хранитель гербов и старшинства кланов, внимательно следил за соответствием рисунка шотландки. В 1746 году после битвы у Инвернесса англичане специальным указом запретили шотландку, как и вообще шотландский национальный костюм. Лишь в 1782 году запрет был снят, но за эти годы были утрачены традиции обработки и окраски ткани. Постепенно налаживалось ее производство, и сейчас шотландка пользуется большой популярностью у кутюрье. В коллекции осенне-зимнего сезона на 2000 год Жана Поля Готье широко представлены изделия из знаменитой шотландки, в том числе килты - мужские юбки с запахом.
Штапель - мягкая шелковистая, разнообразной окраски ткань из шелковистого волокна. Широкое распространение получила в середине XX века из-за относительной дешевизны. Ткань обладает одним недостатком - сильно садится после стирки.